Как правильно оформить сдачу квартиры квартирантам по закону

Владелец квартиры вправе распоряжаться ей по собственному усмотрению. В частности, сдавать в наем, получая от этого доход. Для юридического оформления таких отношений используется договор аренды жилья. Его подписание в большинстве случаев позволяет избежать возникновения конфликтных ситуаций. Рассмотрим, на что обратить внимание при составлении такого документа, а также стоит ли использовать готовый образец договора аренды квартиры.

Кто может сдавать и арендовать жилье

Распоряжаться квартирой может только ее владелец, то есть собственник, право которого подтверждается свидетельством о госрегистрации. Это первое, что необходимо потребовать предъявить еще на стадии просмотра. Ни друзья, ни близкие родственники собственника не могут заключить договор вместо него. Вместе со свидетельством госрегистрации прав на жилье должен быть предъявлен паспорт. Наниматели муниципального жилья не являются его владельцами, следовательно, права использовать принадлежащую городу квартиру для получения личного дохода не имеют.

Исключением будет ситуация, когда владелец сам просит кого-либо заключить сделку от его имени. Например, обращаясь к риэлтору или поручая все родственницам. Для этого оформляется доверенность. Поскольку речь идет не о продаже, а всего лишь о временном найме, достаточно простой письменной доверенности, заверять ее у нотариуса нет необходимости.

Арендатором (нанимателем) квартиры могут быть только совершеннолетние граждане. Найти квартирантов, особенно в большом городе, несложно. Достаточно разместить объявление на одной из местных бесплатных площадок. Для гарантии собственного спокойствия можно обратиться в агентство. Но тогда придется оплатить посреднические услуги.

Как составить договор

Для оформления передачи жилой квартиры применяются несколько договоров. От одного физического лица другому квартира передается по договору найма. Организации для своих сотрудников жилые помещения арендуют. Пустить пожить родственников или близких друзей удобнее по договору безвозмездного проживания. Но все три договора имеют много общего.

Для составления письменного документа не обязательно обращаться к юристу. Можно использовать шаблон договора аренды квартиры (скачать ниже). В него потребуется внести уточняющие детали. Договор всегда составляется в двух экземплярах и подписывается обоими участниками.

Типовой договор содержит:

  • дату и место его составления;
  • подробные сведения об арендодателе и арендаторе (или наймодателе и нанимателе);
  • характеристики квартиры (адрес, площадь, текущее состояние, наличие бытовой техники, мебели и других предметов обихода);
  • реквизиты подтверждающего право собственности документа;
  • срок передачи жилья;
  • сумма арендной платы, сроки ее внесения и порядок проведения расчетов (наличными, на карту, переводом и т. д.);
  • на кого возлагаются обязанности производить текущий и капитальный ремонт;
  • перечень лиц, имеющих право проживать вместе с арендатором в снятой квартире;
  • права и обязанности каждой из сторон.

В зависимости от ситуации, в договоре могут быть прописаны и другие условия. Например, для Москвы или Санкт-Петербурга актуально оформление временной регистрации в арендованном жилье. Желательно заранее прописать разрешение или запрет на эту процедуру. Также в договоре может учитываться наличие у жильцов домашних животных, маленьких детей и т. д.

Дополнительные документы

К договору аренды жилья дополнительно составляется акт передачи. В нем фиксируется техническое состояние квартиры, перечисляется вся бытовая техника и мебель, передаваемая жильцу. Желательно указать, что все они находились в исправном состоянии в момент подписания договора. Для отдельных дорогостоящих предметов допускается указание цены.

В акте фиксируется показание приборов учета: счетчиков воды, газа и электричества. В дальнейшем это поможет избежать взаимных обвинений в долгах по коммунальным платежам. Если вместе с квартирой происходит передача подсобного нежилого помещения, например, расположенной за пределами квартиры кладовки, то и этот факт отражается в акте.

Передачу денег принято оформлять распиской. Ее пишет владелец, каждый раз, когда принимает у жильца наличные деньги. При расчетах безналичными способами целесообразно сохранять квитанции. То же относится и к коммунальным платежам: необходимо собирать чеки о внесении средств.

Нужна ли регистрация договора

Законом предусмотрено, что максимальный срок, установленный договором аренды жилья, не может превышать пяти лет. Однако заключать соглашение на столь долгий срок юристы не рекомендуют сразу по двум причинам:

  • во-первых, расторгнуть договор гораздо сложнее, чем перезаключить;
  • во-вторых, подобная сделка обязательно должна быть зарегистрирована.

Регистрация подразумевает подготовку пакета документов и передачу его в Росреестр, а также уплату госпошлины. Сделать это необходимо в течение одного месяца с момента подписания договора аренды.

Не требует регистрации договор аренды, заключенный менее, чем на год. Поэтому большая часть владельцев жилья сдает его на 11 месяцев, а затем ежегодно продлевает срок аренды. Как правило, делается это не столько для того, чтобы избежать лишних хлопот с регистрацией, сколько для того, чтобы не платить налоги за получение дохода от использования своей недвижимости.

Как платить налоги

Передача жилья в аренду, пусть даже на короткий срок, означает получение дохода от его использования. А все доходы граждан облагаются налогом. Размер НДФЛ составляет 13%. Уклонение от его уплаты считается административным правонарушением и наказывается штрафом.

Ежегодно, до конца апреля, информацию о полученном от аренды квартиры доходе за прошлый год необходимо предоставить в налоговую инспекцию на бланке налоговой декларации. Затем необходимо дождаться квитанции с указанием размера налога, либо до конца ноября самостоятельно вычислить 13% от указанной в декларации суммы и заплатить через банк.

law247.ru
Добавить комментарий