Как получить выписку из ЕГРП или ЕГРН на недвижимое имущество

Юридические действия с недвижимостью сопровождаются предоставлением технической и правовой информации о ней. Требуется подтвердить принадлежность объекта, кадастровый номер, адрес и расположение объекта. Важно знать, не находится ли предмет сделки под обременением, нет ли «темных» пятен в правовом прошлом имущества.

Все точки над «i» расставляет реестровая выписка. Из ЕГРП или ЕГРН заказывать справку? Череда нововведений в кадастровом учете породила немало вопросов. Рассмотрим изменения.

Актуальные сведения по любой квартире, дому, участку и их собственникам объединяет Федеральная служба регистрации, кадастра и картографии, более известная как Росреестр.

Росреестр: где собраны сведения

Именно здесь запрашивается справка ЕГРП. Но задачи госоргана не ограничены регистрацией сделок с недвижимостью, возникающих прав собственности. Полномочия включают:

  • кадастровый учет недвижимого имущества;
  • кадастровую оценку;
  • мониторинг использования земельного фонда;
  • навигационное обеспечение транспортной инфраструктуры;
  • надзор в сфере геодезии и картографии;
  • контроль за деятельностью оценочных организаций и арбитражных управляющих.

С 1998 года переход прав собственности фиксировался Единым государственным реестром прав (ст. 12 ФЗ № 122). С 2007 года техническая информация по недвижимому имуществу аккумулировалась в государственном кадастре недвижимости – ГКН (ФЗ № 221). Структуры просуществовали до 30 декабря 2016 г.

1 января 2017 сведения из ЕГРП и ГКН перенесены в федеральную базу данных Единого Государственного Реестра Недвижимости – ЕГРН. Справка из ЕГРП заменяется выпиской новой структуры, которая находится в ведении Росреестра.

Адрес обращения для граждан и юридических лиц не изменился.

Предоставление информации

Когда запрашивается выписка из ЕГРП на квартиру (с 01.01.2017– ЕГРН), реестр оперирует персональными сведениями. Порою – ограниченного пользования. Так что это не обычное «бумаготворчество», а юридически значимое действие. Процедура регулируется:

  • ФЗ № 218 «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 г. (глава 8);
  • ФЗ № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (ч. 1 ст. 7);
  • приказы и письма Минэкономразвития.

Игра аббревиатур или практическая необходимость

Устранить путаницу с действующими и отмененными подтверждениями на квартиру лучше наглядно.

Наименование документа Характеристика Актуальность на 2021 год
Свидетельство о праве собственности Правоустанавливающий документ в бумажном виде. Содержит данные:
  • собственника:
  • параметры недвижимости;
  • кадастровый номер;
  • тип владения – собственность;
  • основания к возникновению права (купля/продажа, дарение, наследство);
  • обременения.

После изменений в кадастр от 2016 г. подтверждает собственное право исключительно на дату выдачи

Документ отменен с 15.07.2016. Однако ранее выданные свидетельства сохранили юридическую силу
Выписка из ЕГРП на недвижимое имущество По запросу предоставлялись документы:
  • На жилую/нежилую недвижимость;
  • О переходе прав;
  • О кадастровой оценке;
  • Расширенные выписки.

Существенная информация справок касается типа объекта, технических данных, правообладателях и разновидности права, ограничения и обременения

Актуальность утрачена полностью ввиду отмены формата, истечения срока действия ранее выданных образцов
Выписка ЕГРН В зависимости от назначения закон предусмотрел справки:
  • о существующих правах на объект и его технической характеристике;
  • по кадастровой оценке недвижимости;
  • о правах конкретного гражданина на объект, зарегистрированной ранее недвижимости на данное лицо;
  • переход права собственности по недвижимости;
  • информация в правоустанавливающих документах;
  • признание недееспособности/ограниченной дееспособности;
  • по ДДУ по объекту или на гражданина.

Есть выписки, которые к реестру прав не имеют отношения и выходят за рамки купли/продажи

С 01.01.2017 выступает обязательным документом в сделках с недвижимостью на территории РФ

По существу реестр недвижимости стал преемником госреестра прав. Обе формы подтверждений принесли весомые плюсы для граждан. Во-первых, оформление ЕГРП через интернет. Этот способ реализован и для структуры-преемника.

И второе. С текущего года отпала необходимость в отдельной регистрации права и постановки объекта на учет в кадастр. Росреестр осуществляет обе процедуры одновременно при фиксации перехода собственности.

Запрос и оформление справок

Как получить выписку из ЕГРП можно было несколькими способами, так этот порядок и перенесли на новую структуру. Каждый сможет выбрать для себя приемлемый вариант:

  • лично посетить подразделение Росреестра;
  • оформить почтовую доставку на выбранный адрес;
  • заказать курьерскую доставку на сайте госоргана;
  • воспользоваться онлайн оформлением на портале госуслуг или через Росреестр.
Для тех, кто старается максимально избавить себя от бюрократической суеты, лучше заказать выписку из ЕГРН через МФЦ. Специалисты ведомства сделают все необходимые запросы и попутно проконсультируют по правовым вопросам.

Да и по времени это будет куда быстрее. Официально, конечно, МФЦ увеличит сроки. Но самостоятельное получение может застопориться на подготовке бумаг.

Что входит в пакет документов

Процедура начинается с подачи заявления. Если выбор сделан в пользу электронной выписки из ЕГРН (ЕГРП), образец стандартных запросов можно скачать через официальный портал Росреестра.

Обращение дополняют:

  • основания регистрации: договора купли-продажи, дарственные, соглашения обмена, наследование;
  • доверенность от нотариуса, если интересы представляет третье лицо;
  • скан общегражданского паспорта;
  • техническая документация по недвижимому имуществу;
  • подтверждения залоговых обременений по ипотечным договорам;
  • квитанция о внесении пошлины.

При запросе информации ограниченного пользования запрашиваются дополнительные документы в зависимости от сведений. При онлайн оформлении бумаги переводятся в электронный формат и удостоверяются усиленной цифровой подписью.

Сколько ждать справку, период действия

  • Не более трех рабочих дней в обычных ситуациях после получения запроса.
  • При оформлении через МФЦ к этому времени плюсуется еще два дня.
  • Случается, реестр не содержит нужных данных или же запрошенные сведения не предназначены для разглашения. Об этом госорган уведомит респондента в течение трех суток.

Единого срока действия выписки ЕГРН не принято. Многое зависит от назначения и принимающей документы организации. Но запастись «впрок» справками не получится, поскольку предоставленные сведения действительны на момент выдачи (ч.4 ст. 62, ФЗ 218).

Споры о целесообразности замены свидетельства о праве на реестровые выписки продолжаются. Конечно, новый механизм нуждается в доработках. Справочные сведения охватывают все направления: «вторичку» и новостройки, введенные в эксплуатацию объекты и долевой формат.

law247.ru
Добавить комментарий