Юридические действия с недвижимостью сопровождаются предоставлением технической и правовой информации о ней. Требуется подтвердить принадлежность объекта, кадастровый номер, адрес и расположение объекта. Важно знать, не находится ли предмет сделки под обременением, нет ли «темных» пятен в правовом прошлом имущества.
Все точки над «i» расставляет реестровая выписка. Из ЕГРП или ЕГРН заказывать справку? Череда нововведений в кадастровом учете породила немало вопросов. Рассмотрим изменения.
Актуальные сведения по любой квартире, дому, участку и их собственникам объединяет Федеральная служба регистрации, кадастра и картографии, более известная как Росреестр.
Росреестр: где собраны сведения
Именно здесь запрашивается справка ЕГРП. Но задачи госоргана не ограничены регистрацией сделок с недвижимостью, возникающих прав собственности. Полномочия включают:
- кадастровый учет недвижимого имущества;
- кадастровую оценку;
- мониторинг использования земельного фонда;
- навигационное обеспечение транспортной инфраструктуры;
- надзор в сфере геодезии и картографии;
- контроль за деятельностью оценочных организаций и арбитражных управляющих.
С 1998 года переход прав собственности фиксировался Единым государственным реестром прав (ст. 12 ФЗ № 122). С 2007 года техническая информация по недвижимому имуществу аккумулировалась в государственном кадастре недвижимости – ГКН (ФЗ № 221). Структуры просуществовали до 30 декабря 2016 г.
Адрес обращения для граждан и юридических лиц не изменился.
Предоставление информации
Когда запрашивается выписка из ЕГРП на квартиру (с 01.01.2017– ЕГРН), реестр оперирует персональными сведениями. Порою – ограниченного пользования. Так что это не обычное «бумаготворчество», а юридически значимое действие. Процедура регулируется:
- ФЗ № 218 «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 г. (глава 8);
- ФЗ № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (ч. 1 ст. 7);
- приказы и письма Минэкономразвития.
Игра аббревиатур или практическая необходимость
Устранить путаницу с действующими и отмененными подтверждениями на квартиру лучше наглядно.
Наименование документа | Характеристика | Актуальность на 2021 год |
Свидетельство о праве собственности | Правоустанавливающий документ в бумажном виде. Содержит данные:
После изменений в кадастр от 2016 г. подтверждает собственное право исключительно на дату выдачи |
Документ отменен с 15.07.2016. Однако ранее выданные свидетельства сохранили юридическую силу |
Выписка из ЕГРП на недвижимое имущество | По запросу предоставлялись документы:
Существенная информация справок касается типа объекта, технических данных, правообладателях и разновидности права, ограничения и обременения |
Актуальность утрачена полностью ввиду отмены формата, истечения срока действия ранее выданных образцов |
Выписка ЕГРН | В зависимости от назначения закон предусмотрел справки:
Есть выписки, которые к реестру прав не имеют отношения и выходят за рамки купли/продажи |
С 01.01.2017 выступает обязательным документом в сделках с недвижимостью на территории РФ |
По существу реестр недвижимости стал преемником госреестра прав. Обе формы подтверждений принесли весомые плюсы для граждан. Во-первых, оформление ЕГРП через интернет. Этот способ реализован и для структуры-преемника.
И второе. С текущего года отпала необходимость в отдельной регистрации права и постановки объекта на учет в кадастр. Росреестр осуществляет обе процедуры одновременно при фиксации перехода собственности.
Запрос и оформление справок
Как получить выписку из ЕГРП можно было несколькими способами, так этот порядок и перенесли на новую структуру. Каждый сможет выбрать для себя приемлемый вариант:
- лично посетить подразделение Росреестра;
- оформить почтовую доставку на выбранный адрес;
- заказать курьерскую доставку на сайте госоргана;
- воспользоваться онлайн оформлением на портале госуслуг или через Росреестр.
Да и по времени это будет куда быстрее. Официально, конечно, МФЦ увеличит сроки. Но самостоятельное получение может застопориться на подготовке бумаг.
Что входит в пакет документов
Процедура начинается с подачи заявления. Если выбор сделан в пользу электронной выписки из ЕГРН (ЕГРП), образец стандартных запросов можно скачать через официальный портал Росреестра.
Обращение дополняют:
- основания регистрации: договора купли-продажи, дарственные, соглашения обмена, наследование;
- доверенность от нотариуса, если интересы представляет третье лицо;
- скан общегражданского паспорта;
- техническая документация по недвижимому имуществу;
- подтверждения залоговых обременений по ипотечным договорам;
- квитанция о внесении пошлины.
При запросе информации ограниченного пользования запрашиваются дополнительные документы в зависимости от сведений. При онлайн оформлении бумаги переводятся в электронный формат и удостоверяются усиленной цифровой подписью.
Сколько ждать справку, период действия
- Не более трех рабочих дней в обычных ситуациях после получения запроса.
- При оформлении через МФЦ к этому времени плюсуется еще два дня.
- Случается, реестр не содержит нужных данных или же запрошенные сведения не предназначены для разглашения. Об этом госорган уведомит респондента в течение трех суток.
Единого срока действия выписки ЕГРН не принято. Многое зависит от назначения и принимающей документы организации. Но запастись «впрок» справками не получится, поскольку предоставленные сведения действительны на момент выдачи (ч.4 ст. 62, ФЗ 218).
Споры о целесообразности замены свидетельства о праве на реестровые выписки продолжаются. Конечно, новый механизм нуждается в доработках. Справочные сведения охватывают все направления: «вторичку» и новостройки, введенные в эксплуатацию объекты и долевой формат.