Одним из самых действенных способов защиты прав потребителей и устранения нарушений в указанной сфере является жалоба в органы Роспотребнадзора. Данное обращение сопровождается проверкой по изложенным фактам и может повлечь не только восстановление нарушенных прав, но и повышенные меры ответственности для виновных лиц.
Основания для обращения в органы Роспотребнадзора
Закон РФ «О защите прав потребителя» регулирует правоотношения в области продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг для населения. Если в процессе указанной деятельности досконально соблюдаются нормы законодательства, оснований для принятия мер реагирования со стороны учреждений Роспотребнадзора не имеется. Однако любое допущенное нарушение может являться основанием для подачи жалобы в Роспотребнадзор по защите прав потребителей.
В качестве оснований для подготовки указанного обращения могут выступать следующие обстоятельства:
- продажа вещи или выполнение работ ненадлежащего качества, что существенно нарушает интересы потребителя;
- нарушение сроков оказания услуг (работ), повлекшее полную или частичную потерю интереса граждан в их итогах;
- отказ от удовлетворения законных требований покупателя или заказчика (в том числе, при рассмотрении претензий и заявлений).
Для устранения возможных нарушений потребитель обязан обратиться непосредственно к продавцу или исполнителю с обоснованным заявлением или претензией. Если на этой стадии требования заявителя полностью удовлетворяются, спор разрешается по существу и не требует вмешательства со стороны учреждений Роспотребнадзора.
Порядок подачи жалобы в Роспотребнадзор
Для обращения в территориальные подразделения Роспотребнадзора должны быть соблюдены следующие условия:
- гражданин выступает в роли потребителя, т.е. приобрел изделие или заказал выполнение работы у субъектов, имеющих право на осуществление данных видов деятельности;
- имеются доказательства вступления в правоотношения, регулируемые Законом «О защите прав потребителя»;
- имеются достоверные факты нарушения прав граждан в сфере действия данного нормативного акта;
- была предпринята попытка урегулировать конфликт с помощью регламентированных процедур обращения к нарушителю.
Подача заявления об устранении допущенных нарушениях прав граждан должно быть рассмотрено продавцом или исполнителем по существу. Если по итогам рассмотрения такого обращения потребитель не получил удовлетворения своих требований, у него возникает основание для предъявления претензии.
На стадии оформления претензии допускается одновременное направление материалов спора в территориальное подразделение Роспотребнадзора. В этом случае до нарушителя доводится информация, что помимо соблюдения претензионного порядка урегулирования спора, гражданин принял решение о дополнительных способах защиты своих интересов.
Жалоба в местное учреждение Роспотребнадзора должна включать в себя следующие сведения:
- обязательные реквизиты и данные о потребителе и продавце (исполнителе);
- основания для возникновения отношений в сфере действия Закона «О защите прав потребителя» (договор, кассовый чек, иные подтверждающие документы);
- указание на факты нарушения законных интересов заявителя в отношении качества, количества, комплектации и иных характеристик товара или работ;
- доказательства обращения к нарушителю в заявительном порядке с приложением подтверждающих документов;
- доказательства направления претензии об устранении допущенных нарушений.
К жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие приведенные доводы, либо просьба о запросе такой документации с помощью сотрудников Роспотребнадзора.
Обращение может быть составлено в произвольной форме, так как законодательство не устанавливает обязательных требований к его содержанию. Однако, чем подробнее изложены обстоятельства конфликта, тем эффективнее и быстрее будут предприняты меры реагирования. С этой целью рекомендуется тщательно изучить образец жалобы в Роспотребнадзор (), составленный на основе стандартных требований потребителя.
Процедура рассмотрения жалобы в органах Роспотребнадзора
По факту получения жалобы должностные лица службы Роспотребнадзора обязаны провести поверку изложенным обстоятельствам. С этой целью могут осуществляться следующие мероприятия:
- запрос необходимой информации у продавца или исполнителя, связанной как с доводами жалобы, так и в отношении общей деятельности проверяемого лица;
- проведение документальной или выездной проверки по изложенным фактам;
- направление предписания в адрес нарушителя с требованием удовлетворить требования заявителя, а также указание на применение возможных мер ответственности;
- оформление материалов для привлечения виновных лиц к административной и гражданской ответственности.
Вмешательство в урегулирование конфликта должностных лиц Роспотребнадзора в большинстве случаев позволяет избежать необходимости обращения в судебные учреждения, так как по итогам судебного процесса виновное лицо неизбежно будет привлечено к финансовой санкции в виде штрафа. Данный штраф взыскивается как в пользу потребителя, так и в доход бюджета, а его размер сопоставим с ценой спорной услуги или проданного изделия.
Если по итогам рассмотрения жалобы даже вмешательство органов Роспотребнадзора не помогло урегулировать спор, представители указанной федеральной службы выступят в судебном процессе с защитой интересов гражданина.