Как оформить опекунство над инвалидом 1-3 группы в России – порядок действий и список документов

Люди, имеющие инвалидность, нуждаются в постоянной помощи. Но для того, чтобы на законных основаниях действовать в интересах инвалидов и помогать им, необходимо оформить опекунство. Так как это сделать и с какими трудностями возможно столкнуться?

Какой закон регулирует вопросы, связанные с опекунством инвалидов

Основной закон, с которым необходимо ознакомиться гражданам, планирующим оформление опекунства над инвалидом – ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

Кто может оформить опекунство

Законодательство устанавливает ряд требований к гражданам, которые хотят оформить опекунство над инвалидом 1-3 группы. Но важно учесть, что преимущество, в первую очередь, отдается близким родственникам (детям, родителям, супругам, братьям, сестрам, бабушкам, дедушкам).

Так, опеку над инвалидом могут получить только граждане, достигшие 18-летнего возраста. Кроме того, при принятии решения берутся во внимание следующие факторы:

  • Жилищные условия;
  • Уровень дохода;
  • Состояние здоровья;
  • Личностные качества.

Не могут стать опекунами граждане:

  • Которые были лишены родительских прав;
  • Имеющие судимость за умышленные преступления против жизни и здоровья;
  • Признанные ограниченно дееспособными (в т.ч. страдающие наркоманией и алкоголизмом);
  • Не имеющие собственного жилья (или если их жилье не соответствует санитарным нормам);
  • Не имеющие постоянной работы (источника дохода).

Т.к. опекуном может быть назначено только лицо, которое способно на должном уровне выполнять свои обязанности. Кроме того, эти требования исключат граждан, которые хотят получить опекунство в корыстных целях.

Есть ли разница при оформлении опекунства над инвалидами 1, 2 и 3 группы?

Опекунство оформить достаточно сложно – в независимости от группы инвалидности гражданина. Но, при этом, государственная поддержка напрямую зависит именно от группы инвалидности.

Вы можете скачать все документы для оформления опекунства:

Какие документы необходимы для оформления опекунства

В настоящий момент предусмотрена возможность оформления временного опекунства – для этого необходимо обратиться с паспортом в орган опеки по месту жительства. Временное (или предварительное) опекунство оформляется на период подготовки документов для постоянной опеки над инвалидом – т.к. это достаточно длительный процесс.

Для того, чтобы оформить опекунство, потребуется подготовить следующие документы:

  • Справку о состоянии здоровья и отсутствии противопоказаний

Для получения справки необходимо обратиться в поликлинику и пройти осмотр. Помимо профильных врачей, потребуется получить направление у врача-нарколога.

  • Справка об отсутствии судимостей

Такую справку возможно получить в Информационном центре МВД, заказать на сайте государственных услуг (предварительно зарегистрировавшись) либо в Многофункциональном центре (МФЦ).

  • Заявление установленной форме

Бланк можно получить в органах опеки – там же возможно ознакомиться с образцами его заполнения. Кроме того, с образцами оформления возможно ознакомиться в сети интернет, введя соответствующий запрос – там их достаточно много.

  • Справка подтверждающая доходы

К примеру, это может быть справка о заработной плате с места работы.

  • Справка с места работы

Кроме того, у нанимателя необходимо будет получить еще одну справку – содержащую сведения о занимаемой заявителем должности.

  • Копия свидетельства о заключении/расторжении брака

Данный документ необходим в случае, если гражданин, который планирует оформить опекунство, состоит в браке (либо состоял, но развелся).

  • Автобиография

Автобиографию возможно составить в свободной форме. Обычно в автобиографии указываются значимые события – дата и место рождения, наименование образовательного учреждения, сведения о детях и т.д.

  • Согласия членов семьи, старше 10 лет.

Согласия необходимы только в тех случаях, когда лицо, оформляющее опекунство, планирует перевезти инвалида к себе домой, где проживают его члены семьи. Кроме того, согласие самого гражданина, которого заявитель планирует взять под опеку также является обязательным условием.

Важно учесть, что справки о состоянии здоровья действительны в течение 3 месяцев, остальные – 1 года.

Заявление на опеку

В заявлении на опеку необходимо указать следующие сведения:

  1. Полное наименование органа опеки в который подается заявление;
  2. Ф. И. О. заявителя и его паспортные данные;
  3. Согласие на обработку персональных данных;
  4. Сведения о материальном положении заявителя и его жилищных условиях;
  5. Дополнительные сведения. которые, по мнению заявителя, могут повлиять на решение органа опеки при рассмотрении заявления;
  6. Дата и подпись (с расшифровкой).

Принятие решения о назначении опекунства

После того, как все документы готовы и переданы в орган опеки и попечительства, уполномоченные сотрудники принимают решение – дать разрешение на оформление опеки или же вынести отказ. Заявление рассматривается в течение 2 недель.

Обязанности опекуна

Важно учесть, что опекун обладает не только правами, но и обязанностями. В том числе:

  • Контроль за состоянием здоровья подопечного (при необходимости обеспечение его необходимыми лекарствами);
  • Обеспечение его необходимой одеждой и питанием;
  • Разумное распоряжение денежными средствами и отправка отчетов об их расходовании.

Важно учесть, что после оформления опеки над гражданином, уполномоченные органы навещают его по месту жительства и проверяют условия в которых он содержится. На основании проверки составляется акт, в который заносятся сведения о результате (в том числе и о наличии нарушений). Если будет выявлено, что гражданин содержится в ненадлежащих условиях, то уполномоченный сотрудник органа опеки составляет заключение о снятии с него опекунства.

Поделиться:
Похожие статьи
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.