Люди, имеющие инвалидность, нуждаются в постоянной помощи. Но для того, чтобы на законных основаниях действовать в интересах инвалидов и помогать им, необходимо оформить опекунство. Так как это сделать и с какими трудностями возможно столкнуться?
Какой закон регулирует вопросы, связанные с опекунством инвалидов
Основной закон, с которым необходимо ознакомиться гражданам, планирующим оформление опекунства над инвалидом – ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».
Кто может оформить опекунство
Законодательство устанавливает ряд требований к гражданам, которые хотят оформить опекунство над инвалидом 1-3 группы. Но важно учесть, что преимущество, в первую очередь, отдается близким родственникам (детям, родителям, супругам, братьям, сестрам, бабушкам, дедушкам).
Так, опеку над инвалидом могут получить только граждане, достигшие 18-летнего возраста. Кроме того, при принятии решения берутся во внимание следующие факторы:
- Жилищные условия;
- Уровень дохода;
- Состояние здоровья;
- Личностные качества.
Не могут стать опекунами граждане:
- Которые были лишены родительских прав;
- Имеющие судимость за умышленные преступления против жизни и здоровья;
- Признанные ограниченно дееспособными (в т.ч. страдающие наркоманией и алкоголизмом);
- Не имеющие собственного жилья (или если их жилье не соответствует санитарным нормам);
- Не имеющие постоянной работы (источника дохода).
Т.к. опекуном может быть назначено только лицо, которое способно на должном уровне выполнять свои обязанности. Кроме того, эти требования исключат граждан, которые хотят получить опекунство в корыстных целях.
Есть ли разница при оформлении опекунства над инвалидами 1, 2 и 3 группы?
Опекунство оформить достаточно сложно – в независимости от группы инвалидности гражданина. Но, при этом, государственная поддержка напрямую зависит именно от группы инвалидности.
Вы можете скачать все документы для оформления опекунства:
- ,
- ,
- .
Какие документы необходимы для оформления опекунства
В настоящий момент предусмотрена возможность оформления временного опекунства – для этого необходимо обратиться с паспортом в орган опеки по месту жительства. Временное (или предварительное) опекунство оформляется на период подготовки документов для постоянной опеки над инвалидом – т.к. это достаточно длительный процесс.
Чтобы оформить опекунство, потребуется подготовить следующие документы:
- Справку о состоянии здоровья и отсутствии противопоказаний
Для получения справки необходимо обратиться в поликлинику и пройти осмотр. Помимо профильных врачей, потребуется получить направление у врача-нарколога.
- Справка об отсутствии судимостей
Такую справку возможно получить в Информационном центре МВД, заказать на сайте государственных услуг (предварительно зарегистрировавшись) либо в Многофункциональном центре (МФЦ).
- Заявление установленной форме
Бланк можно получить в органах опеки – там же возможно ознакомиться с образцами его заполнения. Кроме того, с образцами оформления возможно ознакомиться в сети интернет, введя соответствующий запрос – там их достаточно много.
- Справка подтверждающая доходы
К примеру, это может быть справка о заработной плате с места работы.
- Справка с места работы
Кроме того, у нанимателя необходимо будет получить еще одну справку – содержащую сведения о занимаемой заявителем должности.
- Копия свидетельства о заключении/расторжении брака
Данный документ необходим в случае, если гражданин, который планирует оформить опекунство, состоит в браке (либо состоял, но развелся).
- Автобиография
Автобиографию возможно составить в свободной форме. Обычно в автобиографии указываются значимые события – дата и место рождения, наименование образовательного учреждения, сведения о детях и т.д.
- Согласия членов семьи, старше 10 лет.
Согласия необходимы только в тех случаях, когда лицо, оформляющее опекунство, планирует перевезти инвалида к себе домой, где проживают его члены семьи. Кроме того, согласие самого гражданина, которого заявитель планирует взять под опеку также является обязательным условием.
Важно учесть, что справки о состоянии здоровья действительны в течение 3 месяцев, остальные – 1 года.
Заявление на опеку
В заявлении на опеку необходимо указать следующие сведения:
- Полное наименование органа опеки в который подается заявление;
- Ф. И. О. заявителя и его паспортные данные;
- Согласие на обработку персональных данных;
- Сведения о материальном положении заявителя и его жилищных условиях;
- Дополнительные сведения, которые, по мнению заявителя, могут повлиять на решение органа опеки при рассмотрении заявления;
- Дата и подпись (с расшифровкой).
Принятие решения о назначении опекунства
После того как все документы готовы и переданы в орган опеки и попечительства, уполномоченные сотрудники принимают решение – дать разрешение на оформление опеки или же вынести отказ. Заявление рассматривается в течение 2 недель.
Обязанности опекуна
Важно учесть, что опекун обладает не только правами, но и обязанностями. В том числе:
- Контроль за состоянием здоровья подопечного (при необходимости обеспечение его необходимыми лекарствами);
- Обеспечение его необходимой одеждой и питанием;
- Разумное распоряжение денежными средствами и отправка отчетов об их расходовании.
Важно учесть, что после оформления опеки над гражданином, уполномоченные органы навещают его по месту жительства и проверяют условия в которых он содержится. На основании проверки составляется акт, в который заносятся сведения о результате (в том числе и о наличии нарушений). Если будет выявлено, что гражданин содержится в ненадлежащих условиях, то уполномоченный сотрудник органа опеки составляет заключение о снятии с него опекунства.