Процесс переоформления прав на жилье в собственность граждан продолжается с 1991 года, однако, по настоящее время, множество нанимателей не обратились с заявлением на приватизацию. В представленном материале рассмотрим основания для приватизации, какие нужны документы и с чего начать весь процесс.
Передачу прав на жилые помещения
В соответствии с Законом РФ от 04.07.1991 № 1541-1, каждый гражданин РФ имеет право обратиться за передачей ему в собственность жилья, которое он занимает на условиях соцнайма. Данная возможность предоставляется только один раз в жизни, за исключением несовершеннолетних граждан.
Решение о необходимости приватизации принимается с учетом все преимуществ и недостатков наличия права собственности на жилье. В настоящее время законодатель снял ограничения по срокам приватизации – решение может быть принято в любое время.
Чтобы переоформить права на объекты жилой недвижимости, необходимо подать заявление одним из способов:
- в местное учреждение, уполномоченное на распоряжение государственным или муниципальным имуществом;
- в местный Многофункциональный центр (МФЦ), уполномоченный на приме документов от граждан для оказания государственных и муниципальных услуг.
За оформлением документов могут обратиться все жильцы помещения, которые имеют на него законное право, т.е. являются нанимателем. Помимо этого каждый из нанимателей имеет право заявить об отказе от участия в приватизационной процедуре, путем составления нотариального согласия на переоформление прав на остальных членом семьи.
Для подачи документов необходимо обратиться все гражданам, желающим получить права на жилье. До момента обращения необходимо подготовить следующие документы:
- технический паспорт на квартиру (его изготовлением занимаются кадастровые инженеры);
- документы, подтверждающие право на законное владение жилым помещением (постановление о выделении жилья, ордер, договор соцнайма и т.д.);
- поквартирную карточку с указанием всех граждан, имеющих право на проживание в данном жилом помещении.
Технический план будет необходим для дальнейшей постановки объекта недвижимости на учет в органах Росреестра и содержит основную информацию о технических и качественных характеристиках на объект.
Перечень документов, необходимых для подачи заявления на приватизацию
После сбора предварительного пакета документов гражданам необходимо оформить заявление, в котором будет выражено волеизъявление на передачу им в собственность занимаемого жилья.
Для переоформления прав за занимаемое жилье граждане должны обратиться в местный орган, уполномоченный на распоряжение имуществом, или в МФЦ по месту проживания. При обращении предоставляется следующий комплект документов:
- заявление по образцу, утвержденному местным органом власти;
- документы, собранные на подготовительной стадии (технический и кадастровый паспорт, договор соцнайма, поквартирная карточка);
- выписка из ЕГРН о наличии или отсутствии прав на иные объекты жилой недвижимости для каждого участника приватизации;
- справка об отсутствии задолженности по жилищно-коммунальным услугам;
- документы, идентифицирующие каждого участника приватизации (свидетельства, паспорта, и т.д.);
- справка о неучастии в приватизации.
В состав справки будут входить все периоды владения жильем или смены места жительства по региону страны. Если требуется получить аналогичный документ по прежнему месту жительства, необходимо направить запрос в иной орган БТИ.
До введения в Российской Федерации системы государственной регистрации прав на недвижимость деятельностью по приватизации занимались органы БТИ – именно они располагают архивной информацией по действиям граждан в отношении жилых помещений.
После представления заявления одним из указанных способов, информация проверяется. Максимальная продолжительность таких мероприятий не может превышать двух месяцев, по истечении которых гражданам будет предложен готовый договор на переоформление квартиры в собственность.
Государственная регистрация перехода прав на квартиру
Чтобы официально подтвердить факт переоформления прав, в отношении жилого помещения необходимо провести регистрационные процедуры. Для этого гражданам необходимо обратиться:
- непосредственно в территориальное подразделение Росреестра;
- в МФЦ по месту постоянного проживания.
Для регистрации нет необходимости заново направлять полный пакет документов. Достаточно представить:
- документы, идентифицирующие личность заявителей;
- договор о передаче жилого помещения в собственность;
- технический или кадастровый паспорт;
- платежный документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за регистрацию перехода права.
По факту представления документов заявителям выдается расписка, которая будет содержать опись принятых бланков, а также даты завершения регистрации.
После внесения сведений в ЕГРН заявители официально станут собственниками жилого объекта и получат на руки выписку из реестра и кадастровый паспорт. На этом процедура приватизация будет завершена.