Большая часть населения России живет в многоквартирных домах. Так как для поддержания необходимого состояния этих домов недостаточно содержать в порядке каждому только свою жилплощадь, а требуется регулярный контроль и ремонт несущих конструкций, фундамента, кровли, систем тепло и энергоснабжения, общедомовых пространств и так далее. За все эти пункты отвечают товарищеские сообщества или управляющие компании.
Если в первом случает жильцы сами занимаются приведением своего дома в порядок, то управляющие компании часто недостаточно качественно и не в полном объеме выполняют свои обязанности, не забывая при этом требовать своевременную оплату с собственников квартир. Пожаловаться на управляющую компанию имеет право каждый жилец, который считает, что УК предоставляет некачественные услуги.
Причины жалоб
Бывают случаи, когда некоторые жильцы и сотрудники УК на уровне личностей не могут договориться, но это не является основанием для каких-либо претензий. Но есть нарушения в работе управляющих компаний, на которые можно и нужно реагировать обращениями с жалобами в соответствующие инстанции. К самым частым причинам оправданных недовольств относятся:
- Несоответствие прописанных в договоре услуг с реально оказываемыми.
- Несоблюдение сроков выполнения должных работ, указанных в договоре на обслуживание.
- Подключение к отоплению позже установленной даты.
- Неистинное отображение оказанных услуг и их стоимости в отчетных документах.
- Не подтвержденное объективными причинами завышения тарифов ЖКУ
- Халатное отношение к состоянию подъездов, крыши и т.д. Доведение их до аварийного состояния.
- Неработающие лифты или мусоропровод.
- Нарушение температурного режима в сезон отопления.
- Некачественная подача электроэнергии или воды.
- Отсутствие уборки территории вокруг дома, нечищеный снег в зимнее время.
- Отказ в устранении объектов, потенциально опасных для людей (сухое дерево, фрагменты сломанных детских площадок).
Как составить претензию
Претензия на управляющую компании пишется в свободной форме, специальных бланков не предусмотрено, за исключением автоматических форм заполнения на сайтах контролирующих организаций. Но есть список обязательных пунктов, которые должны присутствовать в официальной жалобе.
- Наименование регулирующей организации, в которую планируется обращение.
- Имя руководителя этой организации.
- Адрес дома, жильцы которого подают жалобу.
- Имя и контакты обращающегося с претензией. Если жалоба коллективная, должны быть перечислены все, кто с ней согласен.
- Суть претензии. Необходимо соблюдение делового стиля письма, никаких эмоций, только реальные факты и разумные доводы (перечисление пунктов договора, которые не выполняются, описание состояния проблемных участков дома, двора и так далее)
- Список требований в адрес УК.
- Если авторы жалобы апеллируют законодательными нормами, нужно указать ссылки на соответствующие нормативные акты.
- В конце документа должны быть дата его составления и подписи всех участников.
Куда направить жалобу на УК
Подавать письменную жалобу необходимо в ту организацию, которая уполномочена рассматривать те или иные вопросы. Факт получения претензии должен быть зафиксирован, сотрудник, принявший документ, обязан расписаться в получении и отметить дату. Это будет способствовать более скорому ответу, так государственные органы обязаны отреагировать в течение 30 дней, а сама УК должна дать письменный ответ максимум за 10 дней.
Изначально правильнее попытаться решить вопрос напрямую с управляющей компанией. В этом случае претензия пишется на имя начальника и подробное разъяснение того, что нужно исправить.
Если общение с УК результатов не дало, жалоба подается вышестоящие инстанции: Роспотребнадзор, жилищную инспекцию, прокуратуру или суд.
Жилищная инспекция
Жилищная инспекция занимается контролем качества работы всех организаций, занимающихся оказанием жилищно-коммунальных услуг. Наиболее эффективны коллективные жалобы. На основании них может быть инициирована масштабная проверка деятельности УК, в ходе которой возможны обнаружения и других нарушений. По результатам проверки определяются виновники и назначаются меры административных наказаний.
Роспотребнадзор
Так как управляющая компания оказывает платные услуги, взаимоотношения между УК и собственниками квартир попадают под регулирование законом о защите прав потребителя. Поэтому жильцы могут обратиться с жалобой в Роспотребнадзор ввиду нарушения их прав как потребителей. Контролирующий орган в свою очередь вправе наложить штрафы на УК и обязать к исполнению условий договора.
Прокуратура
Если в числе требований не только исполнение обещанных работ, а имеются описания того, как в результате бездеятельности УК есть лица, пострадавшие физически (кусок кровли упал на проходящего человека, вовремя не убранные сосульки стали причиной травм), или есть факты растраты собранных с жильцов средств, жалобу нужно направить в прокуратуру. На основании такого заявления при подтверждении информации в ходе проверки возможны заведения дел, которые в дальнейшем могут быть рассмотрены в суде, а виновники получат административное или в некоторых случаях уголовное наказание.
Суд
В случаях, когда для разрешения конфликта между собственниками квартир и управляющей компании необходима материальная компенсация, требуется обращение в суд с исковым заявлением. Если будет доказано, что неисполнение своих обязанностей УК или некачественно произведенные работы повлекли порчу имущества истца, ответчик обязан возместить нанесенный ущерб.
Каждому владельцу квартиры в жилом доме важно, насколько эффективно работает компания, взявшая на себя обязательства по содержанию здания в надлежащем состоянии. Управляющие компании редко проявляют особую исполнительность и высокий уровень обслуживания. Но существуют контролирующие организации, которые на основании письменной жалобы жильцов могут привлечь сотрудников УК к ответственности и обязать к выполнению тех или иных работ.