Став жертвой или свидетелем преступления, гражданин обращается в полицию. Пишет заявление, беседует со следователем, возвращается домой и ждет от правоохранителей активных действий. Но иногда это ожидание затягивается, и постепенно человек замечает, что никто его делом не занимается: улики не собираются, свидетели не допрашиваются, а его попытки узнать, как продвигается расследование, заканчиваются ничем. В подобных случаях жалоба, поданная на бездействие сотрудников полиции, поможет встряхнуть нерасторопных сотрудников данного ведомства.
Поводы для жалобы
Оснований пожаловаться на полицейского может быть несколько:
- по оставленному заявлению не ведется никакой работы;
- проверка фактов была формальной, важные обстоятельства, указанные в заявлении, не принимались во внимание, в результате чего заявитель получил отказ в возбуждении уголовного дела;
- дело возбудили по более мягкой статье, чем предполагал пострадавший гражданин, поверхностно исследовав случившееся;
- расследование ведется не активно, процессуальные действия не проводятся, преступника никто не ищет;
- заявитель не может получить информацию о ходе расследования.
В некоторых ситуациях составлять жалобу необязательно. Например, если гражданин, с чьих слов был оформлен протокол, заметил в нем ошибки или неточности, ему достаточно собственной рукой дописать о недостающих фактах, указать время и место действия. И только затем поставить дату и расписаться.
Куда жаловаться на бездействующих полицейских
Жалобу на бездействие полиции (как и на действия) гражданин вправе подать в разные структуры. Место обращения зависит от причины составления заявления.
Куда можно составить жалобу | В каких ситуациях |
Руководителю полицейского подразделения. | Ему жалуются на грубое, недопустимое поведение сотрудника полиции в отношении свидетеля, потерпевшего и других процессуальных участников, использование им нецензурных слов, оскорбительных выражений. Ответ должностного лица должен прийти в течение 30 дней. На бездействие подчиненных начальнику тоже можно пожаловаться, но более действенно обратиться в другие ведомства. |
Управление собственной безопасности. | В УСБ обращаются, если полицейским были допущены незаконные действия. Например, он бездействует, вымогая у потерпевшего деньги за возбуждение дела. |
Прокуратура. | Прокурор после получения письменного сигнала вправе истребовать материалы дела и другие процессуальные документы, чтобы проверить указанные в заявлении факты. Если они подтвердятся, то прокурор может инициировать следственные действия и внести представление о привлечении виновных лиц к дисциплинарному взысканию. На прокурорскую проверку дается до 10 дней. По окончании проверки податель заявления информируется об ее итогах. Жалоба в прокуратуру на бездействие полиции направляется по территориальному принципу (в подразделение, надзирающее за территорией местонахождения полицейского участка). |
Суд. | В суд можно обратиться сразу или после того, как пройдены другие контрольные инстанции. В течение 5 дней жалобу должны рассмотреть. Названные в заявлении должностные лица, и те, кто ответственен за принятие процессуальных решений, вызываются в суд, дают показания. Если судья усмотрит нарушения, то вынесет соответствующее постановление об их устранении. Следователь или дознаватель обязаны его исполнить. |
Перед тем, как написать жалобу, на бездействие полицейских можно пожаловаться устно. Для этого существует единый телефонный номер – 112. Набрав его, гражданин получит возможность рассказать о ситуации, которая его не устраивает. По телефонным обращениям проводятся проверки.
Содержание жалобы
Заявление не содержит строгой формы, составляется произвольно. Но чтобы обращение возымело действие, нужно знать, что в нем обязательно должно содержаться. Примерный образец жалобы можно скачать ниже, но общие правила ее оформления читатель узнает прямо сейчас.
Грамотно составленная жалоба на бездействие сотрудников, работающих в полиции, содержит:
- ФИО подателя заявления, адрес его проживания и контактный телефон;
- наименование органа (лица), к которому обращается гражданин за защитой интересов;
- краткое, сухое изложение фактов: что, где и когда произошло, что явилось причиной обращения в полицию;
- описание, в чем именно заявитель увидел бездействие полицейских, какие законодательные нормы были при этом нарушены;
- требование устранить допущенные нарушения;
- дату составления бумаги и подпись заявителя;
- копии процессуальных и иных документов, заверенных у нотариуса.
Правила разрешают написать заявление собственноручно или набрать на компьютере. При первом варианте излагать информацию нужно максимально разборчивым почерком.
Варианты подачи жалобы
Если жалоба на бездействия/действия сотрудников полиции гражданин подает лично, то ее нужно составить в 2-х экземплярах. Один из них регистрируется и отдается подателю бумаги. Позже он вправе позвонить в канцелярию госучреждения, чтобы узнать, кто конкретно будет заниматься его заявлением. Отправляя жалобу почтой, надо оформить ее заказным письмом, и лучше – с описанием вложения.
Направляя жалобу на бездействие сотрудников полиции в прокуратуру, суд или структуру МВД, следует знать, что на сайтах данных ведомств есть интернет-приемные. Там можно оставить электронное заявление, приложив к нему сканы документов (если необходимо). Ответ при таком обращении в инстанции тоже придет в электронной форме.
Оперативно-розыскная деятельность является обязанностью полицейских. И если они ее не исполняют, гражданин имеет право призвать их к ответу. Подача жалобы на бездействие полиции – законный способ защитить свои интересы, и заставить правоохранительные органы работать добросовестно.